16 февраля – ИА SM.News. Яркий стрит-арт превращает обыденные городские пейзажи в музеи под открытом небом. Согласитесь, гулять по таким районам и фотографироваться на фоне картин интересно и приятно.
Илью Белова можно назвать легендой граффити Республики Марий Эл. Корреспондент РИА SM-News встретилась с художником и поговорила о современном граффити и о компьютерном дизайне.
— Давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как вы нарисовали свой первый граффити. Как начался ваш творческий путь?
— Я начинал свою работу в стрит-арте не совсем легально. Впрочем, этот факт нельзя назвать удивительным. Так, начинали многие граффити-художники.
В моём творчестве скажем так нелегальный период длился недолго. Дело в том, что у меня возникло желание или делать что-то более серьёзное, или всё-таки отказаться от этой затеи.
Однако я понимал, что любил и люблю рисовать, поэтому мне не хотелось бросать стрит-арт. Тогда пришёл к мысли, что нужно создать такие арт-объекты, чтобы моё творчество нравилось людям. Кроме того, я хотел развиваться, а не деградировать, делая что-то назло, портя городские стены.
— Сегодня, оглядываясь на ваши работы, можно выделить несколько тем: социальные, национальные и фэнтезийные. Какой из проектов был самым сложным и самым интересным?
—— Знаете, для меня каждый проект был и интересным, и трудным в определённой степени. Если говорить о сложностях, то здесь скорее можно говорить об объектах-первопроходцах.
Допустим, первый 5-этажный фасад. В тот момент я ещё не сталкивался с такими объёмами, поэтому было немного страшно начинать. Впрочем, тогда я понял, что нужно просто делать. Позже в моей работе были и 9-этажные, и 11-этажные фасады.
Конечно, в уличном искусстве есть сложные техники. Например, это касается стилистики «реализм». Мультяшные или геометрические фигуры воплощать проще.
— Помните, когда в первый раз вышли на улицу поделиться своим мастерством, что называется официально?
— Это случилось в 2014 году. Стрит-арт объект был посвящён Дню Победы. Признаюсь, что с ним возникли трудности. Получилось так, что его долго согласовывали. В конце концов, разрешение дали.
Семь лет назад жители Марий Эл ещё плохо знали, что такое уличное искусство. Тогда моим землякам казалось, что граффити – это только вандальные надписи.
Именно с тех времён я популяризирую стрит-арт в Йошкар-Оле, стараясь каждый год создавать новые рисунки на самые разные темы.
— Два года назад в Йошкар-Оле стартовал творческий проект «Краски города». Как родилась такая инициатива?
— Проект «Краски города» был в мыслях в течение трёх лет. Наконец, он получил жизнь благодаря победе во всероссийском конкурсе грантов от Росмолодёжи.
Перед тем, как проводить свою программу, мы посетили российские и зарубежные фестивали, чтобы перенять опыт и исключить неудачи. Большинство мероприятий нацелены на привлечение только профессиональных художников.
Мы подумали, что это здорово. Но не нужно забывать о людях, которые интересуются и хотят попробовать себя в граффити. Именно поэтому «Краски города» включали в себя не только создание объектов уличного искусства, но и проведение лекций и мастер-классов.
— В рамках данной программы главный город Марий Эл украсили семь уличных шедевров. Можно ли сказать, что таким образом граффити интегрируется в городскую среду?
— Думаю, что да. Даже можно сказать, что стрит-арт объекты стали частью благоустройства. Так, мы закрасили плохие надписи, а стены приобрели яркие краски.
Ещё один момент – темы для граффити хорошо совпали с самим общественным пространством. Например, «Галактика спорта» появилась у спортплощадки йошкар-олинской школы №11.
— Вы и ваш проект «Краски города» стали своеобразными локомотивами по продвижению уличного искусства в Марий Эл. Так, на северо-востоке региона планируют создать стрит-арт, посвященный Виктору Цою. Приятно, что ваша инициатива развивается?
— Конечно. Уверен, что на моём месте любому художнику было бы приятно. На самом деле, было бы неплохо, если бы на территории республики развивалось уличное искусство. Граффити украсят населённые пункты. При этом стрит-арт должен быть уместен.
— Сегодня одна из наиболее актуальных форм художественного самовыражения по всему миру является граффити. Изменилось ли что-нибудь в уличном искусстве? И где пролегает грань между стрит-артом и вандализмом?
— Уличное искусство не стоит на месте и в нём появляются новые направления. На самом деле, то, что люди привыкли называть вандализмом – это часть субкультуры. Таким образом, человек самовыражается. Ведь именно из этого зародилось граффити. Одним словом, получается двоякая ситуация.
Приведу пример. На второй год моего творчества в Йошкар-Оле на меня горожане ещё бросались с кулаками. Они думали, что я порчу стену. Однако сейчас всё изменилось.
Жители республики уже пишут, что рисунки – классные. Кроме того, они хотели бы, чтобы столицу Марий Эл украшали бы ещё больше ярких изображений.
— В обычной жизни вы работаете в сфере компьютерного дизайна. В какой именно области вы трудитесь? Расскажите, стрит-арт и графика – это два абсолютно разные направления или всё-таки есть общие черты?
— Я работаю художником, рисуя графику в мобильных играх. Кстати, в данный момент занимаюсь новым проектом.
Вообще, это разные направления, но одно другому не мешает. Эскизы для граффити можно отрисовывать и на компьютере. Сегодня технологии не стоят на месте.
— В конце января 2021 года вы стали обладателем премии республиканского правительства в области литературы, культуры и искусства имени Олыка Ипая. Подобное признание помогает двигаться дальше?
— Разумеется, награды вдохновляют двигаться дальше. Всё-таки они являются редкостью.
— Настоящего художника можно сравнить с завоевателем, которому всегда нужно двигаться дальше. Поделитесь своими художественными планами.
— В первую очередь, думаем о том, что нужно продолжать «Краски города». Планируем, сделать его более масштабным, захватив не только трансформаторные станции, а фасады зданий.
Что касается темы стрит-арта, то пока это всё обсуждается. Наверное, в этом вопросе стоит прислушаться к мнению жителей Марий Эл. Всё-таки когда художник заканчивает работу, то он дарит её улице и людям.